Корпоративные права как предмет договора дарения

 

Законодатель, сформулировав положения о предмете дарения, использовал термин «имущественные права (требования)», что при ограничительном варианте толкования приводит к обеднению сферы правового регулирования договора дарения. Между тем как законодательством о юридических лицах не запрещена передача прав участников юридических лиц на безвозмездной основе. Но если эти права не могут передаваться по договору дарения, то возникает вопрос: какой иной безвозмездный договор может служить основанием для их оборота? Поэтому вполне логична позиция тех , которые называют не только права требования в качестве возможного предмета договора дарения, но и другие права, в том числе корпоративные.

Следует полагать, что при обороте (дарении) имущественных прав, не относящихся к числу обязательственных, но имеющих самостоятельный характер, нужно руководствоваться аналогией закона и использовать нормы, присущие регулированию обязательственных правоотношений, если иное не предусмотрено законом и не противоречит существу передаваемого права.

В правах участника юридического лица (корпоративных правах) есть и права требования (например, своей доли при выходе из общества), и права на управление и получение информации, права на выход и участие в распределении прибыли, преимущественное право покупки доли, что уже не носят обязательственный характер. То есть корпоративные права состоят из комплекса разнородных полномочий, призванных служить единой цели — участию в деятельности юридического лица с целью получения прибыли.

Выделяют три группы прав, которыми обладают участники юридических лиц, в зависимости от их содержания:

1) права на управление юридическим лицом: такое правомочие касается практически всех участников юридических лиц, за исключением коммандитных товарищей.

2) права на получение части прибыли юридического лица, предоставления иных имущественных благ: услуг, работ, рынка сбыта товаров, займа и т.д., иначе говоря, имущественные права; данными правами обладают участники всех коммерческих и ряда некоммерческих юридических лиц (таких, как кооперативы, и весьма ограниченный вариант — для членов некоммерческого партнерства).

3) права на осуществление трудовой (хозяйственной) деятельности юридического лица. Такие права являются одновременно и обязанностью членов юридического лица. И свойственны таким юридическим лицам, как кооперативы и товарищества.

 

На сегодняшний день «корпоративная организация представляет собой союз участников (членов), объединившихся для реализации своих частных интересов в процессе деятельности самой организации», а «посредством общего корпоративного интереса в конечном счете происходит реализация частных интересов участников (членов) корпорации» . Так как «участие в деятельности корпорации может носить как имущественный, так и неимущественный характер, права и обязанности, составляющие содержание корпоративных правоотношений, могут иметь имущественную и неимущественную природу» . Неимущественное участие имеет вспомогательное значение; ни одно из прав, входящих в комплекс правоотношения участия (членства), не может быть уступлено отдельно, передаются лишь все права в совокупности; это объясняется тем, что в основе возникновения этих прав лежат одни и те же юридические факты, которые влекут в совокупности возникновение правоотношения участия (членства); одни права служат гарантией надлежащего осуществления других прав . Комплекс прав участника одного юридического лица отличается от комплекса прав участника юридического лица другой организационно-правовой формы.

Первую группу юридических лиц составляют те, участники (учредители) которых не имеют никаких прав на имущество юридического лица; сюда относятся некоммерческие организации. Во вторую группу входят юридические лица, в отношении которых участники (учредители) имеют право требования причитающейся доли прибыли и другие выплаты. Третью же группу составляют юридические лица, имущество которых принадлежит учредителям на праве собственности или на ином вещном праве, они обладают правом на получение прибыли, если это коммерческие организации, либо не получают прибыли, если некоммерческие организации, но учредители тех и других имеют право на оставшееся после ликвидации юридического лица имущество.